Решила объединить ответы на вопросы, которые часто получаю на емейл, в один пост. А то утомилась каждый раз набивать заново %) Порядок вопросов хаотичный, как, впрочем, и темы.
Я только начинаю рисовать, нужен ли мне планшет?
Если вы рисуете от руки, а не техническими приемами, пен тулом и простыми формами, то с планшетом вам будет проще. Если вам больше по душе иконки, инфографика и подобное техничное рисование - легко можно обойтись мышкой, особенно в первое время.
Вы рисуете с помощью планшета?
Да, у меня планшет, самый простой из линейки фирмы wacom, которая специализируется на графических планшетах, - wacom bamboo pen. Я купила его почти сразу, как начала рисовать на стоки, потому что знала - с ним удобнее. Сознательно решила не тратиться на дорогие линейки, потому что верю, что пока сам не видишь отличий между крутым и не очень, крутое тебе не нужно. В какой-то момент я поняла, что переросла бамбу, - мне уже хочется лучшего контроля и скольжения, да и бамбу подизносился, поэтому скоро буду брать новый, какой-то из интуосов.
Как стать вашим рефералом?
У меня сложное отношение к реферальности. С одной стороны, конечно, приятно, когда человек искренне хочет сказать спасибо за блог - и становится моим рефералом. С другой - так как в сети есть целая толпа людей, которые за реферальность предлагают разве что не луну с неба помочь достать, рефералы часто ждут круглосуточной помощи по всем стоковым и не очень вопросам :)
Я, честно, не представляю, чем руководствуются стокеры, которые обещают ответы на все вопросы и любую помощь, только, мол, станьте моим рефералом. Может, они не умеют считать свое время, или я чего-то не понимаю?
Посмотрим на статистику. На шаттерстоке автор получает 0,04 центра за каждую проданную рефералом картинку, но - только первые два года. Получается, чтобы получать хотя бы 50$ с реферала в месяц (то есть условно «покрывать» ответы на вопросы в течение часа в месяц, что ооочень мало на самом деле), нужно, чтобы он продал 1250 картинок - это показатель, на который при бодрой работе можно выйти к концу первого года, редко раньше. А иногда - сильно позже :) Идем дальше - по статистике только примерно 10% авторов (а может и меньше) рисуют активно. То есть, грубо говоря, нужно сопровождать десять человек в течение длительного времени, чтобы через год-полтора в течение нескольких месяцев получать $50 от одного из них. И это - идеальная ситуация. Часто бывает, что люди задают очень много вопросов, но ничего не делают. Или пройдут экзамен, затаятся на год-два, а потом вспоминают, что они чьи-то рефералы - и давай спрашивать.
Еще раз - я не против отвечать на вопросы, те из вас, кто пробовал мне писать, знают, что я всегда стараюсь помочь. Просто для меня нет разницы, реферал человек или нет, если есть время - я отвечу, если нет - уж простите.
Так что, если вы все еще хотите стать моим рефералом, просто чтобы сказать спасибо, вот моя реферальная ссылка на шаттерсток. Подробнее о том, как стать моим рефрералом и о том, какие бонусы рефералы получают, можно прочесть на отдельной странице.
Посоветуйте какие-нибудь уроки, по которым вы учились?
В самом начале своего стокового пути я взяла несколько частных уроков, один из которых был посвящен иллюстратору. Поняв разницу между белой и черной стрелочками, я полезла в интернет, и пару недель делала все подряд уроки, которые находила. Находила я их на этом сайте.
Беда всех подобных сайтов в том, что они совершенно не учитывают стоковую специфику, то есть там часто предлагается использовать инструменты, которые в чистом виде на сток не пройдут. Стоковую специфику приходится постигать путем чтения форумов, блогов, проб и ошибок :)
Если бы я начинала сейчас, я бы купила подписку на месяц-другой на сайте lynda.com (я там и сейчас до сих пор нахожу массу всего полезного для себя) - и сидела бы все это время, пытаясь пропустить через себя и впитать максимум ценной информации, которая там предлагается.
Сколько картинок вы рисуете в день/в месяц?
Очень и очень по-разному. Стоки хороши тем, что не обязательно работать каждый день с девяти до пяти :) Первые полгода я рисовала в среднем три часа в день, с одним выходным в неделю. Потом немного сбавила темп, сейчас из-за постоянных перемещений рисовать получается урывками. В картинках я уже давно не считаю, потому что один набор элементов может стать как пятью картинками, так и тридцатью (или больше), считаю затраченными часами. Время фиксирую с помощью программы TimeLime - я на маке, не знаю, есть ли для винды.
Где взять иллюстратор?
На сайте adobe.com. Можно купить как программу целиком, так и подписку на месяц/год. Пиратские версии ищите сами, я не хочу помогать нарушать закон.
Нужно ли платить налоги со стоковых заработков?
Да, нужно, как и с любых доходов. Заполнив налоговые декларации на основных стоках, вы, как граждане России, не платите американские налоги, но как бы берете на себя обязательство оплатить их на родине. Проблема заключается в том, что оформить прибыль от стоков через ИП технически невозможно, тк нет документов по нужным формам, поэтому единственная возможность очистить совесть - идти сдаваться в налоговую как частное лицо, заполнив декларацию. Некоторые пробовали, говорят, в налоговой крутят у виска :)
У меня на этот счет позиция такая - с одной стороны, я люблю все делать честно и правильно, с другой - мне реально безумно надоело, что чем ты честнее и правильнее, тем больше у тебя проблем. У меня есть ИП и я готова платить налоги со всех доходов по-честному, как только наши законники сделают это возможным. Пока они отказываются принимать от меня деньги, ну, значит, не очень-то они им нужны :)
На какие работы нужны релизы?
Я делаю релизы на все работы. Во-первых, это немного обезопасивает от потенциальной жалобы кого-нибудь на то, что вы стырили идею работы, во-вторых, с эскизом рисунки почти всегда получаются более продуманные и качественные, в-третьих, у меня лично без релизов даже самые примитивные картинки не принимают.
Как подбирать цвета для иллюстраций?
Молча, вдумчиво, с вдохновением :) Один из самых сложных вопросов, на самом деле, потому что описать процесс подбора цвета схематичными действиями один-два-три нереально. Цвет нужно чувствовать, либо, если совсем не получается, копировать с других работ и пытаться немножко видоизменить. Как-нибудь напишу большой отдельный пост с рассказом о том, как я это делаю, пока могу посоветовать сайт http://design-seeds.com с подборками цвета, а также больше смотреть чужие картинки, отвечая себе на вопрос «почему мне она нравится по цвету».
Я нашел в интернете клевые бесплатные кисточки/текстуры/еще что-то. Я же могу их использовать в иллюстрациях для стоков?
Читайте описание бесплатной штуки и/или лицензию. Если лицензии нет, это почти наверняка значит, что использовать эту штуку нельзя, потому что даже сам автор может не знать, что она распространяется бесплатно - проще говоря, вы нашли пиратский контент. Если лицензия есть, там должно быть четко прописано, что штуку можно использовать в любых целях, в том числе - в коммерческих. Если там указано, что вы можете использовать штуку только для персональных целей, увы, значит - нельзя. По моему опыту - очень, очень редко попадается что-то чужое, что действительно легально можно использовать в коммерческих целях. Я искала подобное только в самом начале своего пути, потом приняла генеральное решение делать все для себя самостоятельно. А то, что я по каким-то причинам сделать не могу - я не использую, все просто.
Грузить ли на сток растровые копии векторных работ?
На этот вопрос у меня тоже нет четкого ответа :) С одной стороны, говорят, что растры приносят 10-15% прибыли. С другой - мне лично не очень нравится смотреть чужие портфели, где работ мало, и все они повторяются. Наверное, когда набирается солидное портфолио, стоит подумать о подгрузке растровых копий самых удачных из них, плюс тех, которые органично смотрятся в растре (та же акварель). Я планирую этим заняться, но эта задача у меня не на первом месте.
Правда, что можно заработать на жизнь на стоках?
Правда. Заработать - можно. Получить деньги просто так, не затрачивая усилий, - нет. Доход со стоков - это не быстрый и не всегда легкий способ заработка.
Сколько можно заработать на стоках максимально?
Вот честно - не знаю :) Наверное, для векторного иллюстратора, который работает один (то есть не студии), и работает много, потолок находится где-то в районе $6 000 - $ 7 000. Это лишь мои догадки. Куда более реальным мне кажется ориентироваться на среднюю вилку в $1500-3000 через пару лет упорной работы. Это не так уж много, учитывая затраченное время и силы, но и не так уж мало, учитывая, что можно устраивать себе длительный отпуск - и все равно получать свою «зарплату». Я не рассматриваю стоки как основной доход - это означает, что я всеми силами стремлюсь сделать так, чтобы суммы росли, а затраченное время снижалось, но при этом я не считаю это основной своей работой.
Когда я получу первые $100/$500/$1000?
Если бы я могла заглянуть в будущее, я бы, наверное, скорее следила за курсами валют и фондовыми рынками, да простят меня читатели :)) Нет никакого правила вроде «нарисуй 500 картинок - получи $500». Все зависит от нескольких факторов - нишевости темы, на которую вы рисуете, качества иллюстраций, регулярности загрузок и их количества, количества иллюстраций в портфеле, ну и вашей удачи. Как должны сочетаться эти факторы, чтобы получить определенную сумму, никто не знает, точно узнаете только на практике. Зато совершенно точно известно, что если сидеть и ничего не делать, только прикидывать будущие заработки, вы заработаете на стоках ноль долларов :)
А вы можете посмотреть мою галерею/работы и сказать, почему я зарабатываю мало?
Могу, я провожу частные консультации по скайпу/гугл плюсу, час стоит 1500 рублей. За это время мы обсудим подробнейшим образом ваше портфолио, стиль, цвет, темы, что не так и куда двигаться дальше, также смогу ответить на вопросы по стокам и иллюстрации. Получается очень наглядно, потому что мы можем расшаривать экраны друг друга - и я могу смотреть, что делаете вы (и почему что-то не получается или получается не так), либо показывать на своем, как что-то сделать.
Платные консультации - это не столько способ заработка, сколько вынужденная мера. Чем популярнее становится блог, тем больше писем я нахожу каждое утро в ящике, и если на некоторые вопросы я могу ответить быстро, то другие отнимают у меня по полчаса-час, и в итоге все равно не очевидно, что человеку это чем-то помогло. Перед консультацией мы, конечно, обсуждаем примерный список тем и вопросов, чтобы я поняла, что смогу на них ответить.
Я сама в свое время брала частные уроки, и продолжаю это делать в интересующих меня направлениях, потому что уверена в двух вещах: 1. Знания и опыт имеют цену, и чем выше цена - тем лучше и быстрее все усваивается; 2. Время - наш самый ценный ресурс, и экономить свое, заплатив за чужое, очень правильно.
Это не значит, что мне нельзя писать письма, просто не обижайтесь, если я скажу, что в рамках письма ответить не могу. На короткие и простые вопросы я по-прежнему буду отвечать без проблем, шанс на более подробный ответ возрастает, если писать не по мейлу, а в комментариях :)
У меня нет загранпаспорта, ничего, что я не могу зарегистрироваться на шаттерстоке?
Если вас устраивает терять 70-90 процентов потенциальной прибыли, то, конечно, совершенно ничего, дело хозяйское :)
Хочу рисовать на стоки, но мне некогда.
Значит не очень хотите :) Час-два в неделю можно найти всегда.
Есть ли у стоков будущее?
Если бы я считала, что его нет, я бы не работала на стоках.
Стоит ли стараться залить картинки на как можно больше стоков?
В целом я считаю, что гораздо полезнее потратить время на поиск ниши, повышение качества работ и, собственно, на их рисование, чем на попытку залить свои картинки всюду. Когда на шаттере накапливается портфолио, которое приносит хоть какую-то стабильную сумму в месяц (какую - решайте сами, я ждала цифры $300), можно потихоньку отправлять портфолио на другие более-менее крупные стоки - айсток, депозит, дримстайм. Про более мелкие - решайте сами, меня пока бигсток, кэнсток и иже с ними не впечатляют, пять долларов в месяц не стоят потраченного времени.
Почему вы не пользуетесь программами для заливки работ на все стоки, почему вы ей не пользуетесь?
Потому что все эти программы не заточены под мак, а ставить вторую операционку только ради этой программы, чтобы потом еще и платить за ее использование - это как-то слишком. Вначале я расстраивалась, но потом приноровилась отправлять работы на несколько стоков ручками.
На какую тему лучше рисовать картинки?
На ту, на которую вам рисовать интересно, - это обязательное условие. А дальше - искать перспективные ниши, то есть некие темы, которые востребованы покупателями, но где невелика конкуренция. Поиск идей и определение тем - существенная часть работы стокера, если хотите зарабатывать нормальные суммы, привыкайте тратить на это время.
Есть ли доход от принтшопов?
У меня, скажу честно, на данный момент практически нет. Но в том исключительно моя вина - я залила несколько работ на несколько принтшопов, да и забросила это дело, потому что все успеть нельзя. Принтшопы капризные штуки, они любят внимание, там надо тусить, комментить, лайкать и всяческим образом находиться в тусовке, ну это помимо того, что нужно рисовать интересные и качественные работы. Мне кажется, что принтшопы - это больше для американцев, для которых такая социальная активность - норма жизни, а для русских больше подходят как раз стоки, где минимален контакт с конечным потребителем и коллегами. Просто за счет разницы менталитета.
Я люблю рисовать мишек/зайчиков/инопланетные корабли/еще что-то, это будет продаваться на стоках?
Загрузите - и узнаете :) Предугадать успех той или иной картинки или темы, особенно если она узкая, очень сложно. Можете попробовать сделать это с помощью сервиса, который я описывала в заметке про поиск ниши, но вообще самый верный способ узнать, будет ли что-то продаваться, это выставить это на продажу.
Как понять, стоит ли тратить время на стоки?
Готовы ли вы тратить по часу-два в день каждый день на протяжении года (усредним), получая совсем крошечные деньги? Если да - то стоит. Если нет - возможно, вам стоит найти иное применение своим талантам.
Сколько картинок должно быть в портфолио, чтобы получать нормальные деньги?
Забавно, что никто при этом не говорит о том, какие деньги считает нормальными :)) Нет какого-то конкретного числа. Все сильно зависит от того, как давно вы на стоках, на какие темы рисуете, в каких категориях соответственно представлены, как часто загружаете картинки и какого они качества. Если вы рисуете только абстрактные фоны и цветочки, их должно быть реально очень много (несколько тысяч, как я понимаю), чтобы усилия окупались. Если вы четко выбираете темы и рисуете качественно, то и неколько сотен работ может давать очень неплохие результаты.
Я не знаю английский, смогу ли я работать на стоках?
Вообще вопросы про английский задают самые разные, я их условно объединила в один :) Мое мнение тут однозначно - в современном мире английский необходим, его нужно учить - и точка. Наверное каким-то образом вполне можно работать на стоках без него, я не пробовала, не знаю. Но зачем так мучаться? Вы больше времени потратите на перевод ключевиков со словарем, чем на курсы или частного репетитора :)
Есть такая популярная иллюзия: учить язык - это очень сложно и долго, что нужно лет пять, а то и десять. На самом деле современные методики обучения языкам делают процесс не только совсем не страшным и не нудным, но и довольно быстрым. Уверена, что даже если начинать с самого-самого нуля, месяца через три-четыре уже можно вполне комфортно существовать на стоках и не только. Главное - выбрать хороший языковой центр по отзывам (коммуникативная методика - ключевое слово), желательно с преподавателем-носителем, ну или частного репетитора, если позволяют средства. Я знаю, о чем говорю: учила французский на протяжении семи лет в школе по старинным методикам и с крайне слабыми учительницами, которые бесконечно менялись, и едва-едва могу сказать, как меня зовут, зато после года изучения испанского с носителем по коммуникативным методикам я вполне могу беседовать с испанцами, не говоря уже о чтении текстов.
Почему вы живете не в Москве?
На мой вкус это слишком суматошный, грязный, занятой и дорогой город. Я там родилась и была вполне счастлива до подросткового возраста, но чем старше становилась, тем мне было понятнее, что для гармоничной жизни мне нужна природа, спокойствие, тишина и лучшее сочетание цены и качества, чем может предложить Москва. Сейчас я живу большую часть года в Таиланде, меньшую - в Латвии, откуда иногда выбираюсь в Москву решать дела и встречаться с родственниками и друзьями.
Если стоки - не основная ваша работа, чем вы занимаетесь?
Я психолог, провожу психологические консультации, в ближайшем будущем планирую разрабатывать и проводить выездные тренинги в Таиланде и Латвии. Когда я в Москве, я принимаю очно в кабинете (м. Бауманская), удаленно работаю по скайпу.
У меня есть дополнительная специализация в области детской и возрастной психологии, но в основном я работаю с индивидуальными взрослыми клиентами, которые оказались в какой-то проблемной ситуации и не знают, что с этим делать.
Кроме того, я работаю с частными заказчиками по иллюстрации и дизайну, разрабатываю логотипы, фирменный стиль, делаю инфографику и рисую иконки. Эти два направления совершенно чудесно уживаются, при работе с клиентами очень помогают знания психологии, а для пополнения внутреннего ресурса после консультирования отлично работает рисование :)
Как вы находите на все время?
Главный секрет в том, что на ВСЕ я как раз-таки не нахожу. У меня есть приоритеты - и я безжалостно отметаю лишнее и не нужное. Хотя, как и у любого человека, у меня есть свои слабости. Люблю поваляться в коватке с сериальчиками :) Иногда нападает такая лень, что я смотрю один-два сезона чего-нибудь прекрасного запоем. Главное не давать таким эпизодам стать нормой жизни, тогда все ок.
Где вы учились рисовать?
Толком нигде. В самом детстве мама водила меня в изостудию - это было такое подвальное помещение в нашем районе, где чудесный дядя-художник исключительно на добровольных началах присматривал за десятком детей, иногда подходя и показывая, где сделать мазок потемнее, чтобы получилась тень. Там не было графика посещений, заданий и какого-то надзора, меня просто приводили - и оставляли творить :) Иногда мы рисовали совместные картины с другими ребятами. Высший похвалой считалось получить право повесить свою картину в "галерее" - коридоре, который вел к комнате с мольбертами. Тогда мне казалось, что я рисую очень круто.
Мое детское сознание зафиксировало особенно ярко одну картину - там был изображен слон, который пришел на водопой в полнолуние. Я много лет вспоминала эту картину и думала - ну, блин, произведение искусства, хоть в Третьяковку вешай! В подростковом возрасте при переезде я нашла ту картину. Долго смеялась - в расплывчатых узорах грязно-серой краски силуэт слона угадывался с трудом :)) Потом, когда мне было семь, мы переехали, и в студию ходить стало некогда - началась школа и спорт.
Рисование ограничивалось уроками изо в школе. Я всегда представляла школу на всяких рисовательных конкурсах и даже что-то выигрывала, иллюстрировала все стен-газеты, но все это, честно говоря, было скорее ради того, чтобы лишний раз легально прогулять какую-нибудь математику или химию :) И, хоть мне часто говорили, что рисую я неплохо, я никогда это всерьез не воспринимала, потому что в моей голове четко сидела иллюзия, что рисовать хорошо - значит рисовать фото-реалистично. А я так как не умела, так и не умею. Ну а потом начались мальчики, соревнования, спорт, подготовка к поступлению, журфак, еще больше работы, взрослая жизнь, и в итоге к рисованию я вернулась только год назад, чтобы попробовать сдать экзамен на стоки.
Вот, кажется, и все :)
Если у вас еще остались какие-то не отвеченные вопросы - задавайте в комментариях.