ДЛЯ ОПЛАТЫ ИНОСТРАННЫМИ КАРТАМИ / ПЕЙПАЛОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ САЙТ SUCCESSFULSTOCKER.COM

КАК Я ДЕЛАЛА СВОЙ ПЕРВЫЙ ШРИФТ

Чуть больше года назад я выложила на Криейтив Маркет свой первый шрифт - Bronks. Это не история из разряда «и тут начали сыпаться мейлы о покупках и за пять минут я заработала на отпуск на Мальдивах»:  Бронкс не стал супер-успешным. За все это время он заработал на КМ чуть больше $300. Зато этот первый блин, который, оглядываясь назад, получился все-таки слегка комом, подарил мне непередаваемые ощущения счастья: я могла открыть чужой компьютер и печатать в ворде собственноручно написанным шрифтом. Это было просто «вау!», как полет в космос :)

И это дало мне энергию на то, чтобы выпустить еще десяток шрифтов (и это только начало - сейчас я готовлю большой шрифтовой бандл).


Но обо всем по порядку.

ШРИФТЫ КАК ВЕШАЛКА

Раньше, как и все нормальные - то есть никак не связанные с дизайном - люди, я не задумывалась о том, кто и как делает шрифты. Они просто были в системе - и все. Шрифты были для меня чем-то вроде вешалки для одежды - неким инструментом, на которые можно нацепить что-то прекрасное и важное (то есть текст).


Но в какой-то момент, когда я уже более-менее плотно начала заниматься стоками, я стала замечать, что шрифты - это тоже вполне себе область дизайна. Только тогда я не очень отличала буковки нарисованные от буковок запрограмированных. Как и многим новичкам, казалось, что вполне достаточно просто нарисовать алфавит и выложить на стоке, а дизайнер там уж как-нибудь сам разберется, как сложить из алфавита слова.
И я даже знаю дизайнеров, которые так и делают - скачивают картинку, мануально собирают слова.

 

Но вообще чаще такие картинки используются просто как картинки - для обложки тетрадки, постера в детскую. А если дизайнеру нужно что-то написать - он ищет шрифт, то есть красивые буковки, которые будут набиваться на клавиатуре.


Стало понятно, что нужно найти способ буквы-картинки превратить именно в то, что можно будет набивать на клавиатуре. Только вот как это сделать - было совершенно непонятно.


Если бы меня тогда спросили, что проще - сделать шрифт или построить дом своими руками, от фундамента до интерьера, я бы ответила, что, конечно, дом. Притом, что построить дом я не могу вот уже четыре года :))

ВЫБОР ПАЛ НА GLYPHS

Главная проблема, с которой столкнулась я (и с которой сталкиваются все те, кто также, как и я, хочет научиться создавать шрифты самостоятельно и с нуля) - это отсутствие хорошо структурированной, понятной для новичка информации. Информация мне попадалась либо очень куцая, которую я уже и так интуитивно понимала (например, что для того, чтобы создать шрифт, нужна какая-то специальная программа, и что шрифт перед этим надо-таки нарисовать), либо настолько сложная, что у меня появлялось ощущение, что я второклассник, попавший на урок третьего курса факультета биоинформатики.


Я перелопатила сотню статей, несколько курсов на Скиллшере (там все-таки нашелся один курс, посвященный созданию шрифтов, который мне весьма помог), все видео про создание шрифтов на ютьюбе, которые нашла, и в итоге поняла, что мне нужна шрифтоделательная программа.
Хотелось сразу чего-то более менее серьезного, чтобы не получилось так, что только я привыкну к интерфейсу, как окажется, что там можно делать только пять процентов из того, что стоит делать с шрифтами на продажу.

 

Среди профессиональных дизайнеров чаще всего упоминались две программы - Glyphs и Fontlab. У первой была версия Mini, которая стоила очень существенно меньше, чем Фонтлаб - что-то около $200 против $700, и на первый взгляд функции были примерно одинаковые. Про шрифтовые программы я как-нибудь непременно напишу отдельный пост.

 

Пока вкратце: как выяснилось позднее, более правильным шагом было покупать сразу полную версию Glyphs, которая все равно дешевле фонтлаба, потому что в мини нельзя создавать стилистические вариации и проделывать еще некоторые трюки. Но тогда я и знать не знала про вариации, поэтому Мини была куплена, и началось мое погружение в мир создания шрифтов :)

ОХ УЖ ЭТОТ КЕРНИНГ!

В целом процесс создания шрифта выглядит следующим образом:

  1. Рисуется шрифт - все буковки - большие и маленькие, цифры, знаки пунктуации
  2. Будущий шрифт сканируется, обрабатывается в фотошопе (опционально) и иллюстраторе (трейс)
  3. Глифы - это общее название для всех элементов шрифта, будь то буквы, цифры, знаки пунктуации - экспортируются в выбранную программу для создания шрифта, как именно это делается зависит от конкретной программы
  4. Шрифт настраивается в программе - устанавливается спейсинг, делается кернинг и прочие манипуляции
  5. Шрифт тестируется на рендомном тексте, экспортируется и радует создателя :)

Создание шрифта - это смесь творчества и чего-то вроде программирования, причем на творческую часть приходится, по моим ощущениям, не больше 20 процентов времени.


В случае с первым шрифтом было и того меньше - процентов пять времени я творила, остальные 95 - училась, мучилась, училаь и мучилась снова. Я нарисовала буковки - сухой кисточкой на бумаге - отсканировала, обработала (ровно так, как показывала в уроке про обработку леттеринга), перетащила буковки по одной в глифс мини. Тут мне очень помог урок на ютьюбе). Попробовала напечатать слово. Между буквами образовывались ямы, получалось очень страшненько. Ушла читать теорию.


Оказалось, что нужно настроить спейсинг (по сути количество пустого пространства слева и справа от буквы или символа) и кернинг (расстояния между конкретными парами). И тут я почему-то решила, что для того, чтобы грамотно все это дело настроить, нужно проверить все пары символов, букв, знаков препинания, цифр, - в общем, все пары всего алфавита. Через две недели мне не хотелось смотреть на все эти Aa, Ff, Io, Va, 1k и прочие комбинации (которые я, конечно, еще и собственноручно набивала), и мысль о том, чтобы создавать еще какой-то шрифт, вызывала физическую боль.


Но - шрифт был закончен. У него было тысячи кернинговых исключений (что, как выяснилось позже, ненормально, потому что кернинг должен существовать именно для исключений, а не для всех-всех глифов), но зато при любых тестированиях - то есть попытке написать рендомный текст - получалось именно так, как мне хотелось.


Осталось только экспортировать шрифт. Какая мелочь - выбрать в меню «экспорт» и получить классный .ttf файл. Но тут глифс мини выдал мне ошибку. Уже не помню ее код, но он вам все равно ни о чем не скажет :)


Пришлось писать разработчику. Разработчик, несмотря на мои явно новичковые вопросы, почему-то решил разговаривать со мной языком профессора по шрифтоведению и в итоге его мейлы были похожи на какие-то послания на японском. Вроде красиво, но ничерта не понятно.
Спустя десяток писем мы все-таки нашли некое подобие общего языка и выяснилось, что мой шрифт чересчур сложный. Пришлось начинать процесс фактически с нуля, сильно упростив шрифт еще на этапе обработки в иллюстраторе. Теперь прежде, чем экспортировать файл в глифс, я обязательно прохожусь по буквам волшебным ластиком от Астуте графикс - это помогает сократить количество узлов процентов на 30, не затрагивая линии.


И, кстати, маленький лайфхак - совершенно не обязательно водить ластиком по элементам, достаточно сильно уменьшить масштаб, выбрать очень-очень большой ластик, и тыкнуть один раз. Иллюстратор, скорее всего, подвиснет (время подвисания зависит от мощности вашей машины + от количества объектов, которые вы пытаетесь упростить), но через пару-тройку-десятку минут очухается и файл станет меньше. 

НЕ ВСЕ ЛЕГКО СРАЗУ

После экспорта облегченных буковок глифс дал экспортировать файл без ошибок. И у меня на руках оказался мой первый шрифт.
Рассказываю это все для того, чтобы вы не думали, что у меня все получается так вот легко и сразу, и что я всегда знаю лучшие решения :) Когда я создавала первый шрифт, я плохо понимала, что такое кернинг, не знала, что такое лигатуры, не отличала ascender от descender. И мне в этом весьма стыдно признаваться. Но на том этапе я пыталась перестроить себя из установки «долго-долго изучать вопрос, потом что-то делать» (на практике после супер-долгого изучения начинало казаться, что все слишком сложно и я это не осилю и я просто откладывала проект), в установку «начать делать и разбираться по ходу».


Если вы хотите что-то делать - делайте, не ждите идеальной возможности, идеального времени, идеального понимания. По ходу дела разбираться не только проще, но и эффективнее.


И да, на всякий случай отмечу, что в продажу Bronks я запустила все же после того, как убедилась, что он работает, и работает так, как задумано :)

 

А вот несколько превьюшек более свежих шрифтов (рассмотреть крупнее можно в моем магазине на Криейтив Маркете):

В какой-то момент я планирую сделать курс про шрифты. И мне очень поможет, если в комментариях вы напишите вопросы, которые у вас возникают в связи со шрифтами. Что именно непонятно в процессе их создания? Что хотелось бы узнать? Для чего вы хотите создавать шрифты?