ДЛЯ ОПЛАТЫ ИНОСТРАННЫМИ КАРТАМИ / ПЕЙПАЛОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ САЙТ SUCCESSFULSTOCKER.COM

КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ КЛИЕНТЫ НАХОДИЛИ ВАС САМИ

Изначально я хотела назвать заметку «как искать клиентов». Но потом подумала: что я об этом знаю? Да, в общем-то, очень мало, потому что сама клиентов не искала почти никогда. Зато я могу обобщить свой скромный опыт и рассказать о том, что делать стоит (а что - не очень), если вы хотите рисовать картинки не только на стоки, но и на заказ, и чтобы клиенты к вам обращались сами, потому что все мои несколько десятков частных заказов разного масштаба находились именно так. 

В том, чтобы клиенты обращались сами, есть один очень-очень большой плюс: раз они пришли именно к вам, значит именно вы им и нужны. А не «подешевле», «побыстрее», «понаряднее» и вот это все сразу. 

ТРИ ПРАВИЛА ПРИМАНИВАНИЯ КЛИЕНТОВ 

Как же «приманить» клиентов?


Соблюдать три правила: 

  • Рисовать только то, в чем интересно развиваться
  • Найти канал связи с потенциальными клиентами
  • Делиться - не всем подряд, но регулярно


Про первый пункт, думаю, понятно - у вас может быть сколь угодно много талантов, но если вы не показываете, что конкретно вы можете сделать, то есть какую проблему клиента решить, он к вам не придет. Клиенты, которые хотят найти иллюстратора, который бы нарисовал милые дудлики на детский принт, не будут обращаться к тому, кто создает серьезную инфографику на финансовую тему. А те, кто ищет исполнителя для инфографики, не пойдут к иллюстратору, который рисует леттеринг.

 

Люди любят видеть заранее, что они получат, а если сегодня вы выкладываете милых кошечек, завтра логотипы в хипстерском стиле, послезавтра - реалистичную еду, то клиенту становится не очень понятно, что он получит, заказав у вас иллюстрацию. И он лучше пойдет и найдет того, кто специализируется в направлении, которое его интересует.

 

Речь не о том, чтобы перестать выкладывать много всего разного в стоковый портфель. Хотя, если это единственный способ общения с потенциальными клиентами, то чем более узкую нишу в направлении/стиле вы займете - тем выше шанс, что клиенты будут вас находить. Речь о втором пункте - выбрать какой-то канал связи с потенциальными клиентами и делиться контентом именно там избирательно. Под каналом связи может пониматься любая социальная сеть, либо ваш личный сайт/блог.


Я, например, в какой-то момент решила, что мой инстаграм - только для буковок и леттеринга, и как бы мне ни хотелось добавить туда фоточку соседского котика или свеженарисованные иконки, я держусь, потому что мне важно, чтобы потенциальные клиенты видели именно то, как я работаю с буковками и приходили ко мне именно за ними. И они приходят :)


Это отчасти повторяет третье правило: не стоит делиться всем подряд. Чем более разносторонним вы будете пытаться показаться, тем менее профессиональным будете выглядеть в рамках каждого направления. И наоборот - чем уже выберете нишу, тем проще будет в ней развиться и приманить клиентов (при равных вливаниях контента одинакового качества). Например, одно дело - постить исключительно леттеринг, это хорошо, но это еще не очень узко.

 

Другое дело - решить, что вы хотите заниматься каллиграфическим оформлением свадебных приглашений и метить именно в клиентов, которым именно такие приглашения нужны. Во втором случае найти клиентов будет проще (при условии, конечно, что вы создаете классный контент и показываете его регулярно, об этом ниже).


Абстрактный пример: представьте, что вы хотите заказать торт на день рождение и решили найти кондитера в инстаграме. Кого вы выберете: того, у кого в ленте много красивейших тортиков, явно регулярно добавляемых, или того, у кого тортик-котик-мы с папой на даче-шашлык-мой ужин-тортик? Ставить себя на место клиента полезно, да :) 
 

ЧТО ПОКАЗЫВАТЬ В СОЦСЕТЯХ, ЕСЛИ НЕТ РЕАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ

А теперь про регулярность и про то, что именно стоит/не стоит постить.


Когда я впервые задумалась о том, что интересно было бы попробовать поработать на заказ, и начала искать информацию на тему поиска клиентов, во всех заметках встречала чудесные советы: мол, заведите блог, рассказывайте о победах в конкурсах, о сотрудничестве с топовыми компаниями, делитесь своими волшебными новыми проектами! Такие советы, говоря откровенно, сильно раздражали. Можно подумать, я бы сидела и читала статью в духе «десять советов, как стать иллюстратором-фриласером», если бы у меня за плечами были победы в конкурсах и топовые клиенты. Я была бы слишком занята выполнением очередного заказа :)


Куда актуальнее, по-моему, советы о том, что показывать в блоге и в соцсетях, если начать работать с клиентами очень хочется, а опыта подобного пока еще нет. 


Вот что я могу посоветовать: 
 

Вариант первый: Если клиента нет - его можно придумать. 
 

При этом прям вот придумывать-придумывать не обязательно (как правило картинка получается слишком надуманной, тк наш мозг склонен искать пути наименьшего сопротивления и придумает вам задание, которое в реальности вряд ли встретилось бы). Можно зайти на любой фрилансерский сайт, посмотреть задания и сделать какой-то свой вариант одного из них. Можно даже потом показать его тому, кто задание запостил, может, ему приглянется. Тут важно именн получить конкретное и реальное техзадание, на основе которого можно будет придумать какой-то свой вариант воплощения. Заодно потренируете навык рисовать «от задания». И, кроме того, вполне можно в описании проекта написать «вариант логотипа для локального производства пива», и это будет вполне правдой.


Вариант второй: Можно найти кого-то, кому нужна иллюстрация, и сделать ее бесплатно. 


Ключевое слово - бесплатно, а не дешево. Потому что как только в игру вступают деньги - мяч переходит к клиенту. То есть вы становитесь ему что-то должны, и ощущение это, к сожалению или к счастью, наступает от самого факта оплаты, а не от уплаченной суммы. К тому же, если вы будете делать иллюстрацию за дешево, то клиенты, которые придут по рекомендации, будут хотеть именно таких цен. 


Соглашаться работать за бесплатно надо, конечно, только на своих условиях и только над интересными проектами. Важные условия, которые стоит оговорить: вы работаете в стиле, который близок вам (помните, что клиенты будут приходить на то, что они видят, и если вы сделаете логотип с тройным градиентом, то именно этого и будут хотеть будущие клиенты, даже если это вообще не ваш стиль), вы можете размещать итоговую работу в своем портфолио. 
 

КЛИЕНТЫ И СОЦСЕТИ

Меня часто спрашивают, эффективны ли инстаграм, пинтерест, фейсбук и прочие сети в поиске клиентов. Можно ответить и «да», и «нет». Да, если вы плотно занимаетесь конкретной сетью, понимаете аудиторию и ее пристрастия, и считаетесь с ними. Нет, если вы считаете, что достаточно запостить во все возможные социальные сети новую картинку для Шаттерстока и больше ничего не делать. 


Чтобы социальная сеть приводила клиентов, ей нужно заниматься. Серьезно и обстоятельно. На это уходит время - много времени, если честно. Мне кажется, что чтобы заниматься несколькими сетями, нужно либо нанимать персонального SMM-менеджера, либо, получив заказ, искать того, кто его исполнит, потому что рисовать будет некогда :)


Лучше выбрать какую-то одну сеть, ту, к которой больше всего лежит душа, и плотненько ее изучить. Посмотреть, как продвигаются другие топовые иллюстраторы - как часто они постят, что именно, в какое время, какие хештеги используют, какие описания добавляют. Набрать некую изначальную базу подписчиков, потому что подписываться на аккаунт с 20ю друзьями не любит никто. Установить некие цели по регулярности, учитывая специфику сети (например, постить в твиттер раз в неделю - это мало, постить в инстаграм два раза в день - это много). И продумать, где вы будете брать качественный контент, как будете его оформлять. В общем, сделать собственный план по контент-наполнению. 


В таком - и только таком - случае социальные сети могут привлекать клиентов.

ОТКУДА ПРИХОДИЛИ МОИ КЛИЕНТЫ 

Как я уже сказала, я никогда специально не искала клиентов. Мой первый клиент нашел меня сам через Шаттерсток. Это был худший мой клиент, такой классический выедатель мозга. Но через такой опыт, наверное, должен пройти каждый, чтобы научиться не стесняться говорить «нет» и ставить строгие рамки изначально. Клиент увидел инфографику, которая ему понравилась по стилю, и захотел что-то похожее.


Оттуда же - с Шаттерстока - пришел и более крупный заказ на инфографику: одно английское издательство заказало дизайн книги про беременность с элементами инфографики, по сути 200+ страниц, на каждой из которых были какие-то картинки, графики и прочие дизайнерские штуки. Картинки для проекта разрешили скупать на Шаттерстоке - это был мой первый опыт использования стока в качестве покупателя. 


Несколько клиентов пришли из инстаграма - людям нравились буковки и леттеринг, они хотели себе что-то подобное. Это были небольшие частные проекты - хедеры для блогов, логотипы, один товарищ из Германии заказал несколько леттеринг-надписей на продажу, это было очень интересное задание - каждую надпись вырезали из фанеры, поэтому все слова должны были так или иначе соединяться друг с другом. Об этом проекте я рассказывала на Бехансе.


Много раз клиенты писали мне с моего сайта-портфолио - уж не знаю, каким образом они на него выходили, может быть, через инстаграм, может через Беханс, а может, находили какими-то иными путями. Кстати, к вопросу о сайте-портфолио - лично у меня есть ощущение, что сайт добавляет некую «серьезность» и это просто то, что должно быть потому что должно. Возможно, это какой-то олдскульный загон, но у всех моих любимых иллюстраторов сайты есть, и я пытаюсь соответствовать :)

 

Еще недавно я поборола-таки лень (для тех, кто думает, что у меня ее не бывает - еще как бывает!) и разобралась, как добавлять проекты на Дриббл, куда мне пару месяцев назад дал инвайт один добрый человек (спасибо тебе, человек! :)). Опять же, памятуя о том, что клиенты нас находят по тому, что мы делаем, не стала туда добавлять все подряд, добавила то, от чего меня сейчас больше всего, что называется, прет, - иллюстрации с леттерингом и карту Парижа

Эту карту Парижа помнят участники второго потока воркшопа «Тематическое рисование» - я там показывала, как ее рисовала (долго и муторно). Добавляла ее с мыслью - а вдруг найдется тот, кому нужна вот такая же карта в таком же стиле, будет классно рисовать следующую карту не просто так, а за деньги и для интересного проекта. 


И что вы думаете - визуализация удалась! Буквально в тот же день мне на почту упало письмо от девушки, которая заказала карту Лондона в таком же стиле. У меня все клиенты на удивление прекрасные и идеальные, но эта девушка оказалась просто образцом идеального клиента. Аванс - без вопросов, все комментарии - сугубо по делу, короткие, четкие, емкие, все правки - только минимальные и не затрагивающие ни стиль, ни концепцию. Когда тебе оказывают такой уровень доверия, хочется творить и не останавливаться :) 

 

О проекте я как-нибудь обязательно расскажу в блоге на сайте-портфолио (правда, только на английском), вот маленький кусочек карты:

Все на самом деле просто: будете регулярно показывать качественные работы в рамках выбранной ниши, клиенты будут к вам приходить. Не будете - не будут. Будете показывать серьезные логотипы - будут приходить за ними. Будете показывать цветочные паттерны для постельного белья - придут за ними. Главное не пытаться успеть везде и показать все, потому что тогда, увы, вряд ли придет хоть кто-то.