Я пришла на стоки, не умея практически ничего. У меня не было художественного бэкграунда, какого-либо обучения иллюстрации или дизайну за плечами, а о том, что такое вектор и Иллюстратор я узнала прямо перед тем, как села рисовать экзаменационные картинки. Поэтому первое время - то есть примерно полгода - каждая картинка давалась мнедолго, сложно, мучительно. И я тогда, конечно, думала, что вот если бы я умела рисовать, то есть ходила в свое время в художественную школу, ну или пошла бы учиться чему-то, связанному с дизайном, то, эх, как волшебно мне бы было! Я бы все знала, умела, рисовала отменно, ну и, конечно, очень быстро и без особых усилий начала бы получать много денег.
Если бы мне кто-то тогда сказал, что люди, умеющие рисовать, испытывают на стоках не меньше проблем, чем я, я бы, наверное, не поверила. Просто их проблемы лежат в несколько другой плоскости.
С тех пор прошло три года, и теперь я периодически получаю сообщения в таком духе: «я художник, рисую картины 15 лет, заказов нет - решил пойти на стоки, но ничего не продается, помогите», «я умею рисовать в классическом понимании слова, но не понимаю, как это использовать на стоках», «я привыкла рисовать одну картину месяц, никак не могу перестроиться и заставить себя грузить хотя бы 20 работ за то же время».
Справедливости ради - такие сообщения я получаю значительно реже, чем просьбы о помощи людей, которые, как и я когда-то, почти ничего еще не умеют. По моим ощущениям среди «новичков» серьезных иллюстраторов, художников и тех, кто что-то в этой области уже знает и умеет, процентов 10-20.
И я бы, наверное, не писала эту заметку, если бы недавно, когда я попросила читателей подсказать идеи будущих статей на Фейсбуке, не промелькнул вопрос о том, как понять, когда картинка стала для стоков слишком крутой. И я решила эти две темы объединить, потому что беда профессионалов, пришедших на стоки, почти всегда заключается именно в том, что они рисуют чересчур крутые работы.
СЛИШКОМ КРУТЫЕ ДЛЯ СТОКОВ
Под «слишком крутыми» я понимаю очень сложные рисунки со множеством деталей, на рисование которых ушло много времени, но которые при этом очень сложно размножить (то есть нельзя так вот явно взять и отделить все эти детали, поменять их местами, изменить размеры и пропорции, переставить и сделать еще 30 вариантов). При этом сами по себе эти работы красивые, ими хочется любоваться, их хочется распечатать в какой-нибудь крутой типографии и украсить ими стену, стол или майку.
Видеть такие работы на стоках, честно, жалко. Потому что понимаешь, что время, затраченное на рисование этой работы, очень вряд ли окупится. Потому что на стоках иная целевая аудитория - в основной массе это дизайнеры, которым нужно что-то красивое, смысловое, запоминающееся, но при этом модифицируемое достаточно легко под конкретную задачу.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВЫ СОЗДАЕТЕ СЛИШКОМ КРУТОЙ КОНТЕНТ?
Вы рисуете слишком крутые работы для стоков, если:
- вы производите мало - от 1 до 15 - оригинальных работ в месяц при полном рабочем дне и больше ну никак не можете
- вы зарабатываете меньше, чем заработали бы, если бы тратили то же время на исполнение работ на заказ
- все окружающие - в том числе (важно!) профессионалы - говорят, что ваши работы очень красивые, интересные (и прочие положительные эпитеты).
Если все три утверждения про вас - значит, вы рисуете слишком сложные работы для стоков.
Что можно сделать в этом случае?
Во-первых, можно попробовать рисовать что-то более быстрое и простое. Отвести себе меньше времени (условно - час-два) на оригинальную картинку, придумать/найти тему, порисовать и посмотреть, что из этого выйдет. Часто при этом приходится выходить из зоны комфорта, использовать непривычные техники, также часто начинает казаться, что получается какая-то фигня. Но не расстраивайтесь - попробуйте все равно довести эти работы до ума и посмотреть, какой будет результат в денежном эквиваленте.
Во-вторых, тренируйте свой навык размножения. Посмотрите, как размножают картинки другие авторы (поищите в топовых потртфелях тематические серии). Подумайте, какие идеи вы можете взять на вооружение, что нужно учитывать, когда вы рисуете работу. Из самого простого - возможно, иногда выгоднее отрисовать все элементы блоб-брашем отдельно, то есть не сливая контуры разных объектов друг с другом, тогда можно будет легко перемещать готовые объекты, переставлять их местами и тп.
Чего не стоит делать в процессе - это пытаться "потерять" свой собственный стиль, начав рисовать что-то такое, чего на стоках уже вагон и маленькая тележка. Вы знаете свои сильные стороны - используйте их. Не нужно пытаться подровнять себя под воображаемую стоковую линейку: если флет продается лучше, это не значит, что он продается лучше вашего авторского стиля. Лучше у конкретного человека всегда будет продаваться то, что ему делать в кайф и что у него хорошо получается. Это далеко не всегда флет.
Если вы круто рисуете акварелью - ищите способы этот навык применить. Да, на Шаттерстоке трассированная акварель под запретом, но можно попытаться продавать растровые версии, можно попробовать продавать трейс на других стоках, ну и да - можно попробовать рисовать что-то такое же живое, но, например, тушью (трейс одноцветных рисунков Шаттер принимает без вопросов).
Короткая выжимка: уменьшать время на рисование - это хоршо, делать больше симиляров из одной оригинальной картинки - отлично, терять свой стиль, почерк, пытаться рисовать что-то в "трендовом" стиле, который далек от ваших предпочтений - плохо.
РАССЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Также, помимо субъективного ощущения, что вы тратите больше сил и времени, чем получаете денег, хорошо бы получить какие-то более фактические данные. Для этого стоит попытаться вычислить реальный показатель вашей эффективности на стоках. Дело это не быстрое, нужно набраться терпения, но зато вы максимально четко, насколько это вообще возможно в эфемерном мире стоков и иллюстрации, поймете, туда ли вы движетесь и с той ли скоростью, с которой вам бы хотелось.
Засеките, сколько времени вы тратите на создание оригинальной работы. Потом - отдельно - сколько времени уходит на размножение. Запишите, сколько получилось работ. А потом грузите работы на стоки, но не забывайте фиксировать дату загрузки (и желательно грузите сериями в течении одной-двух недель). Подождите какое-то время - в идеале месяца три. Посмотрите, сколько принесла каждая серия работ и посчитайте, сколько в конечном итоге стоил час вашей работы. Устраивает? Продолжайте в том же духе. Не устраивает? Смотрите советы выше.
И да, тут стоит сказать, что стоки - это не для каждого. Иногда лучшим решением бывает признать, что в вашем конкретном случае эффективнее и интереснее работать на заказ с серьезными клиентами, которые оценят качество, щепитильность в вырисовывании мельчайших деталей, сложность работы. И, может, лучше тратить время на раскрутку своего бренда в инстаграме, на ведение блога на сайте, на выкладывание свежих работ на Дриббл и Беханс, а не на попытку выжать из одной работы двадцать, когда ну совсем никак не идет.
Если проблема "слишком крутых картинок" пока совсем не про вас, обратите внимание на магазин знаний - тем есть много видеоуроков и несколько курсов, которые помогут вам научиться делать лучшие работы для стоков. Воспользуйтесь кодом AUTUMNFEST, чтобы получить скидку 10% на любую покупку (код будет действовать три дня, то есть до 14:00 19го сентября, его нужно ввести в специальное окно при оформлении заказа).