Когда на вопрос о том, чем я занимаюсь, я отвечаю, что рисую для стоков, мои собеседники изрядно подвисают :) И приходится долго объяснять, что же такое стоки, потому что у подавляющего большинства людей нет совершенно никакого представления о них. И это нормально, пару лет назад я и сама ничего не знала ни об иллюстрации, ни о микростоках. Если попробовать спросить у гугла «что такое стоки и зачем они нужны», он выдаст массу ссылок на сайт про очистные сооружения :)) Но это совсем другие стоки. Стоки, которые интересуют нас, - это биржи, на которой производители визуального контента продают свои фотографии, иллюстрации, рисунки и видео, а покупатели - приобретают.
В этой заметке я буду говорить о стоках с точки зрения иллюстратора (а точнее - векторного иллюстратора), для фотографов и видеографов данные могут разниться.
Представьте интернет как торговый центр, внутри которого есть много магазинов, то есть микростоков. Вы, производители контента, отдаете свое творчество им на реализацию, и когда ваш товар покупают, вы получаете свою копеечку с дохода.
У каждого микростока свои размеры отчислений авторам, которые зависят от множества факторов, но можно говорить о средней цене в $0.25 за одну покупку.
КАК ЖЕ ЗАРАБОТАТЬ, ЕСЛИ СТОКИ ПЛАТЯТ ТАКИЕ КОПЕЙКИ АВТОРАМ?
Тут аналогия с торговым центром рушится, потому что, когда ваш товар покупают, он не исчезает с прилавка, как в обычно магазине. Когда вы загружаете картинку на сток, вы как будто сдаете в продажу бесконечное количество копий :) И одна картинка может продаваться многократно, принося вам копеечку за копеечкой, и в результате «набегают» серьезные суммы. Кроме того, вашу картинку могут купить по более высокой цене - это происходит, когда ее покупают «по запросу» (on demand) - то есть без подписки, либо по расширенной лицензии - для использования в бизнесе.
СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ НА МИКРОСТОКАХ И КОГДА СТОКИ НАЧНУТ ПРИНОСИТЬ ДОХОД?
Это два самых часто задаваемых вопроса о микростоках, и в то же время два самых «безответных». Невозможно предсказать, сколько будет зарабатывать конкретный человек и когда он начнет получать хотя бы $50 в месяц.
Величина заработка зависит от:
- времени, которое вы готовы уделять стокам
- вашего желания совершенствоваться и рисовать то, что нужно стокам, а не только цветочки и узорчики
- конкуренции на стоке - чем дольше вы будете тянуть со сдачей экзамена, тем сложнее будет начать получать доход
- размера портфолио
- качества портфолио
- удачи :)
На самом деле факторов гораздо, гораздо больше. Вам может несказанно повести и, загрузив работы, вы в первый же месяц попадете в промо-лист шаттера - и к вам пойдут заказчики (правда, я таких историй пока не слышала :). А может быть вы «откопаете» такую редкую, но популярную тему, что сразу привлечете массу покупателей, которые только вас и ждали.
Я не хочу вручать вам розовые очки и говорить: бросайте работу, рисуйте в свое удовольствие и станете миллионером! Потому что это неправда. Стоки - это тяжелая и порой нудная работа (потому что нужно не только рисовать, но и правильно оттекстовывать файлы, загружать их на разные стоки, следить за продажами, готовить релизы, анализировать тренды). И опыт всех стокеров, которых я знаю лично или виртуально, говорит о том, что преуспеть на микростоках удается тем, кто упорно грузит работы несмотря ни на что на протяжении довольно солидного периода времени (год и более).
Сама я активно работаю со стоками на сегодняшний день пять месяцев. Я начинала с нуля, почти ничего не знала об иллюстраторе, мои навыки рисования ограничивались посещением изо-студии в детстве, в общем без приувеличения можно сказать, что я начала с самого-пресамого дна Марианской впадины :)) И только в феврале я почувствовала, что шаттерсток начал давать отдачу. При этом на сегодняшний день я смогу прожить на деньги, заработанные на стоках, даже в Таиланде :) Но я вижу хороший положительный прогресс, мои заработки растут в среднем на 60% в месяц, поэтому я ни в коем случае не планирую бросать стоки, а лишь напротив - сейчас буду активно осваивать другие микростоки, рисовать для принтшопов, участвовать в конкурсах и развивать свои рисовательные навыки, а также улучшать знания иллюстратора.
Если у вас есть художественный бэкграунд и/или отличное знание рисовательных программ, а еще круче - у вас уже есть свой стиль и даже, может быть, некий портфель работ, вы, вероятно, будете стартовать с более выгодной позиции и сможете добраться до точки «безубыточности» быстрее.
При должном терпении, совершенствовании своих навыков и постоянной работе можно рассчитывать на доход $500-1500 в месяц и более. Моя цель на сегодняшний день - получать доход в $2000 со всех стоков суммарно, и я надеюсь добиться этой цели в течении года, а лучше, конечно, пораньше.
КТО ПОКУПАЕТ КАРТИНКИ НА СТОКАХ И ЧТО С НИМИ ДЕЛАЮТ?
По моим наблюдением большинство покупателей на стоках - дизайнеры или агентства, которые, опять же, занимаются чем-то, связанным с дизайном (полиграфия ли это, веб-дизайн или дизайн приложений). Но порой встречаются и «частники», которым нужна красивая картинка для логотипа или няшечка на сайт.
Кто конкретно покупает наши картинки и что с ними делает узнать практически невозможно - только если покупатель на напишет нам сам. Также можно попробовать «прогнать» изображение через поиск гугла по картинкам - порой так можно найти свое изображение. Смысл искать свои картинки есть после того, как картинку скачают хотя бы раз 100 - иначе эта пустая трата времени.
А в теории картинки можно использовать для самых разных целей.
Это дизайн сайтов (симлесс паттерн может стать фоном, иконки элементами), дизайн приложений, бизнес identity - всяческие визитки, карточки, сопроводительные письма, логотипы чего угодно (кстати, шаттер с недавнего времени зарубает картинки, которые в ключевиках, описании или на самой картинке имеют слово logo - не используйте его), это ткани, обложки для тетрадок, открытки, приглашения, календарики, меню в ресторанах… В общем любая визуальная составляющая нашего мира, будь то реклама автомобиля, меню в кофейне или принт на кроссовках, в теории могла быть куплена на сотке.
КАКОЙ РАЗМЕР ПОРТФОЛИО МОЖЕТ МЕНЯ ПРОКОРМИТЬ?
Я много читала на тему соотношения размера портфолио к заработку и сделала для себя вывод, что на первых этапах покорения стоков (с 0 до 6 месяцев) размер портфолио все-таки важен. Точнее, важно, что вы постоянно грузите некий поток работ. Пока вы новичок, у вас маленький «внутренний рейтинг» (его невозможно никак узнать, но он определенно существует), поэтому ваши картинки в поисковике будут отражаться на самых невыгодных позициях, и почти все продажи будут случаться тогда, когда покупатель будет видеть вашу иллюстрацию среди новых. Чтобы облегчить покупателю задачу, советую прочитать мою заметку о том, как эффективно использовать засланцев, и следовать советам :)
Когда вы перестанете быть новичком, станет важнее качественная составляющая вашего портфеля. Я знаю ребят, которые получают несколько тысяч долларов с портфеля в 700 и менее работ, и знаю тех, кто при портфеле в несколько тысяч работ не зарабатывает и $500.
Одно дело, если у вас в портфеле 100 работ, но каждая - уникальная, детальная, проработанная, нарисованная на нишевую тему. И другое - если у вас 1000 работ, но из них лишь 100 «оригиналов», и 900 - «симиляров». Симиляры - это картинки, сделанные из одной основы. То есть нарисовали вы пять цветочков - это оригинальная работа, перекрасили их - это симиляр, повернули на 90 градусов и подложили другой фон - еще один симиляр. Так картинку можно размножать до бесконечности, но лучше не грузить много симиляров в одном «батче», инспекторы этого не любят :))
СТОИТ ЛИ ИДТИ НА СТОКИ, ТАМ ВЕДЬ БОЛЬШАЯ КОНКУРЕНЦИЯ?
Если вы любите рисовать и мечтаете превратить это в основной источник дохода, при этом готовы уделять хотя бы один полный день в неделю (или час-два каждый день) на протяжении хотя бы полугода - однозначно стоит. Во-первых, растет количество не только стокеров, но и покупателей. Во-вторых, наш мир становится все более дистанционным, и картинок нужно все больше и больше. В-третьих, еще полно незанятых ниш, и они еще будут появляться.
С КАКИМИ МИКРОСТОКАМИ СТОИТ СОТРУДНИЧАТЬ ИЛЛЮСТРАТОРУ?
Глобально можно сказать, что чем на большем количестве стоков вы присутствуете, тем больше шанс, что ваши работы купят. Но работать сразу с несколькими микростоками - задача непростая, потому что у каждого из них свои требования к размеру векторного файла и превью, кроме того, нужно тратить много времени на загрузку и атрибутирование.
Я решила не распыляться и первые четыре месяца работала только с шаттерстоком, так как этот сток - основной кормилец всех иллюстраторов (про фотографов и видеографов не уверена). Потом, когда у меня сфомировалось некое портфолио, я решила начать осваивать другие стоки.
Я напишу отдельные заметки о загрузке на каждый из стоков, а также расскажу о своей системе подготовки файлов, и поделюсь опытом загрузки портфолио из 100 работ на пять стоков за два дня :))
А пока скажу лишь, что есть микростоки «первого эшелона» - так называемая «большая четверка - которые приносят иллюстратором максимум прибыли, и это:
- Shutterstock
- IStock
- Dreamstime
- Fotolia
Я бы еще добавила к «большой четверке» Depositphotos, так как у меня там продажи пошли весьма резво.
И есть месса стоков «второго эшелона», из которых я для себя выделила следующие:
- 123рф
- Bigstock
- CanStock
- ColorBox
Остальные стоки я пока для себя не рассматривала. В среднем шаттерсток приносит иллюстратору 70-90% прибыли, а 10-30% приходится на все остальные микростоки суммарно. Поэтому, если на шаттере вы пока получаете лишь $100, стоит ли ради лишних десяти баксов тратить несколько дней в месяц на загрузку работ на другие стоки?
Для себя я решила, что лучше уж буду осваивать принтшопы - это еще одна категория сайтов, которые позволяют иллюстраторам зарабатывать, продавая картинки на реальных вещах вроде айфонов и подушек (для примера можете посмотреть мой только-только открывшийся магазин на society6). О принтшопах будет отдельная большая статья (а может быть напишу отдельно про открытие магазинов на разных подобных сайтах), а пока, если у вас есть вопросы о том, что такое стоки и с чем их едят, пишите коммернтарии :))