Когда я только пришла на стоки, с нулевыми знаниями иллюстратора и зачаточными навыками рисования, я удивлялась каждый раз, когда кто-то покупал мою картинку за $0.25. Казалось чудом, что кому-то нужно то, что я делаю, кто-то готов платить за это деньги! Но время шло, я потихоньку осваивалась и со временем ко мне начали обращаться частные заказчики. Поначалу сама мысль о том, что я буду рисовать что-то за деньги, поражала не меньше, чем те первые 25 центов: кто хочет платить мне деньги за то, что я делать нигде не училась? Зачем им нужно что-то заказывать у меня, когда вокруг столько классных и явно более профессиональных иллюстраторов и дизайнеров? Было страшно, но вместе с тем интересно. И я начала работать.
Первое время было непросто - пришлось разбираться в уйме вопросов. От того, как оформить отношения с заказчиками документально, до того, какие условия ставить и сколько брать за работу. А потом другие стокеры начали задавать вопросы про работу на заказ. И я решила обобщить их тут, дополнив некоторыми соображениями про работу на заказ.
ГДЕ БРАТЬ ЗАКАЗЧИКОВ?
Нигде специально я их не беру. У меня есть полу-живой профиль на каком-то русском фрилансерском сайте, который я забросила после того, как увидела, что народ там бьется за право нарисовать 100 иконок за 1000 рублей. Чтобы попасть в топ на таких сайтах, нужно потратить немало времени и какое-то количество денег - бесплатно фрилансерам там мало что можно сделать.
У меня клиенты появляются сами, со стоков. В основном - с Криейтив Маркета и с Шаттера. Видят какие-то картинки по теме, которая их волнует, или в стиле, который нравится, и пишут, могу ли я сделать что-то подобное для них.
Посему, если вы рисуете на стоки и хотите получать частные заказы, то я настоятельно рекомендую:
- рисовать в том стиле, который близок и приятен лично вам (потому что, например, если вы мучаетесь и создаете флет, а в душе мечтаете рисовать девочек в реалистичном стиле, никто к вам не придет за девочками - придут за флетом, и снова придется мучиться и переступать через себя).
- прорабатывать темы, которые вам интересны, и на которые вы потенциально были бы не против порисовать еще. Ко мне часто обращаются клиенты, увидившие инфографику на конную тему или про беременность на Шаттерстоке, потому что у меня там много работ на эти темы.
- указать контакты на всех стоках - где-то можно публиковать почту (на КМ), где-то ссылку на профиль в фейсбуке или на сайт (Шаттер).
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕНУ ЗАКАЗА?
Сложный и мучительный вопрос. Помню как-то, получив первый запрос от потенциального заказчика, я в панике (потому что надо же ответить побыстрее, чтобы он не подумал, что я не разбираюсь в вопросе) рылась в интернете, пытаясь понять, сколько разумно попросить за набор иконок. Везде натыкалась на размытые формулировки вроде «чтобы было не обидно над проектом работать», «просите столько, сколько хотите получить» и тп, злилась и шла ковыряться в интернете дальше. Так ничего путного и не нашла. Думала: вот начну работать, сяду и напишу большой пост о том, как называть цену, с указанием примерной стоимости таких-то и сяких-то работ. Ага...
Оказалось, что это действительно нереально. Потому что цена зависит как от личных аппетитов автора, так и от размеров компании-заказика, от типов лицензий и прав, которые им нужны, сроков, на которые они нужны, от сложности реализации проекта, времени, количества поправок и еще от примерно миллиона факторов. И нельзя дать рекомендацию незнакомым людям, что, мол, 1000 рублей за иконку - это окей.
Самое простое правило определения цены заказа такое: подумайте о сумме, которую хотите заработать за месяц, поделите на количество часов, которые хотите работать, получите стоимость своего часа. Прикиньте, сколько времени займет работа, умножьте на два или на три (потому что помимо самой работы есть еще переписка, правки, составление договоров и тп) - вот и сумма, которую можно называть клиенту, без учета эксклюзива и прочих расширенных прав.
Если сумма даже вам кажется дикой, вступает в действие правило второе: вы должны считать цену адекватной. Она не должна вам казаться ни слишком маленькой, ни слишком большой. Я не знаю как, но клиент это чувствует, но он чувствует. И если вы называете сумму, которую сами считаете о боже мой какой огромной, он, скорее всего, просто пропадет. А если прибеднитесь и назовете сумму, на которую клиент согласится, но которая объективно не окупает потраченное время, потом будете страдать на протяжении всего проекта и, мягко говоря, себя недолюбливать. Впрочем, можно успокаиваться тем, что негативный опыт - тоже опыт.
ПОМОГАЮТ ЛИ СОЦСЕТИ ИСКАТЬ ЗАКАЗЧИКОВ?
Да, если каждым из них отдельно заниматься. У меня оттуда клиенты не приходят, видимо, потому что заниматься всеми этими сайтами некогда :) В ближайшее время планирую начать активнее работать с Бехансом - про него читала много отзывов, что там зависают хорошие клиенты и что оттуда идут хорошие предложения, если получится, расскажу подробнее.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОБРАЩАЮТСЯ ИНОСТРАНЦЫ, А Я НЕ ЗНАЮ АНГЛИЙСКОГО?
Не поверите - этот вопрос на втором месте по популярности. Хотя, казалось бы, ответ очевиден - либо работать с русскими клиентами, либо учить язык. Но, видимо, всем хочется найти какую-то волшебную палочку... Увы, я не знаю, где она лежит. Если вы хоть немножко говорите по-английски, можете попробовать разговаривать с клиентом с помощью гуглопереводчика, может он и сам говорит не лучше. Вариант получше - найти приятеля, который по-английски говорит, и который будет не против помогать вам с переводом. Ну и да - срочно идти учить язык, это не так сложно и не так долго, как может показаться.
НУЖЕН ЛИ ДОГОВОР ПРИ РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ?
Еще один сложный вопрос. Потому что, с одной стороны, без договора вам могут сесть на шею и свесить ножки, с другой - пока вы будете пытаться заставить клиента подписать многостраничный трактат, где оговорены все условия, сроки, обязанности и тп, он может подумать «о боже, какой геморрой» и найти иллюстратора, который не заставляет его вчитываться в миллион букв.
У меня были самые разные опыты сотрудничества с клиентами - и без контрактов, где все шло, как по маслу, и с контрактом, где клиент оспаривал каждый пункт и потом выносил мозг почти круглосуточно.
Сейчас я решила для себя следующее: если сам клиент договор не просит, я не настаиваю. Но! Я очень четко формулирую обязательства как свои, так и клиента, в письме (дедлайны, количество скетчей/поправок, права клиента на иллюстрацию, общую стоимость и порядок оплаты), в конце пишу что-то вроде «пожалуйста, подтвердите, что вы все поняли, если есть возражения - сообщайте сейчас, давайте обсудим, если вы со всем согласны - оплачивайте, инвойс в приложении». Происходит это обычно после того, как мы пришли к согласию по общей концепции, обсудили какие-то детали и цену, и уже вот-вот начнем работать. И этого хватает.
Большие клиенты с большими заказами почти всегда имеют свои договора, там уже им важно, чтобы были четко прописаны права использования картинок, сроки и тп.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМНЫХ КЛИЕНТОВ?
Как-то давно я писала заметку про признаки проблемных клиентов. Было это на самой заре моей работы с частными заказчиками, но под всем написанным подпишусь и сейчас.
Универсальных правил не существует. Но для себя я решила следующее:
- Я работаю только с клиентами, которые изначально кажутся адекватными, приятными и с которыми у нас сходятся вкусы (проверить это легко - достаточно попросить показать примеры дизайна в той области/теме, которой интересуются, которые им нравятся)
- Если клиент кажется мутным, не пишет «привет/здравствуйте» даже в первом письме, пишет неграмотно и при этом в целом кажется неадекватным - он получает стандартное вежливое письмо, которое сообщает, что я ему помочь не могу
- Если клиент не может четко сформулировать задачу в одном-двух предложениях, я с ним не работаю. Это верный признак того, что он сам не знает, чего хочет, и будет бесконечно пытать иллюстратора, пытаясь получить еще какой-нибудь вариант получше.
- Если клиент начинает пытаться сбить цену без разумных аргументов, я с ним не работаю. Ключевое тут «без разумных аргументов», те если клиент спросил цену за одну иконку, а потом говорит - нам надо 1000, можем ли мы рассчитывать на скидку? То тут уже надо думать.
- И чисто вкусовое предпочтение: я работаю только с иностранными клиентами - за оооочень редким исключением. То ли мне не везло, то ли у русских людей культура общения находится в каком-то очень зачаточном состоянии в целом, но почему-то все мои геморройные клиенты оказывались русскими (и почти все русские клиенты оказывались геморройными). Ну и да, после падения рубля договориться с русскими клиентами о финансах стало сильно сложнее, чем с западными.
БРАТЬ ЛИ ПРЕДОПЛАТУ?
Да, брать, всегда и в любых обстоятельствах.
По нескольким причинам:
- Согласившись начать работать по сути за бесплатно, вы создаете у клиента ложное ощущение, что вам это настолько легко, что вам не составит труда внести еще миллион правочек / снизить цену и тп.
- Вы попадаете в ситуацию, когда вас могут начать шантажировать в двухе «или доделывайте проект на наших условиях» (с кучей перерисовок/переделок/безумными дедлайнами прошлой ночью), либо мы вам совсем ничего не заплатим. Работать в таких условиях, прямо скажем, противно, и добиться результата, который устроит клиента, становится очень сложно.
- Вы должны ценить свое время. Придумывание идей - это время. Отрисовка скетча - тоже время. Время вашей жизни, которое уйдет на нужды других людей, и которое вам никто никогда не вернет. И оно должно быть компенсировано, даже если потом ваше сотрудничество не сложится.
- С предоплатой вам будет гораздо комфортнее работать, не будет ощущения «зачем я трачу время, вдруг не заплатят», а будет ощущение ответственности за результат и (надеюсь) желание сделать что-нибудь крутое и прекрасное.
Я обычно беру предоплату в размере 50% от суммы проекта, без учета эксклюзивов/лицензий.
Иногда клиенты включают сказку вроде «ну вы начинайте работать, а то сроки поджимают, а мы вот-вот деньги переведем, а то у нас бухгалтер в отпуске» и бла-бла-бла. Таким вежливо отвечаю, что, простите, но - утром деньги, вечером стулья. Я не могу себе позволить работать без гарантии, что моя работа будет оплачена. Ну и неумение клиента распоряжаться временем (а иначе почему возникает дедлайн в тот момент, когда кто-то в отпуске?) - это проблема клиента, и, кстати, тоже не очень хороший знак.
ЧТО ТАКОЕ ИНВОЙС И КАК ЕГО СОЗДАТЬ?
Это мой вопрос, возникший в тот момент, когда я начала работать с иностранными клиентами. Первый же мой клиент, чудесная девушка, попросившая переделать логотип для ее магазинчика конных принадлежностей, написала что-то в духе «класс, меня все устраивает, пришлите инвойс - и я внесу предоплату».
И тут я задумалась: как сделать инвойс (он же - счет) для иностранного клиента?
Оказалось, все делается очень просто. Я нашла сайт - там очень легко создать профессионально выглядящий инвойс, используя существующий шаблон. По семл тексту, думаю, понятно, что куда писать - слева ваши данные, справа - данные клиента, в теле здравствуте-описание задания и суммы коротко-деньги перечислите туда-то-спасибо, далее в табличке что именно клиент покупает и сколько это стоит. Когда все заполнено, слева нажать get pdf - и получить пэдээфку-инвойс, которую можно отправлять клиенту.
Можно все то же самое набить в ворде, оформить в иллюстраторе, но через сайт, мне кажется, проще. Пользуюсь им постоянно - никто из клиентов не жаловался :)
КАК ПРИНИМАТЬ ОПЛАТУ ОТ ИНОСТРАННЫХ КЛИЕНТОВ?
Самый распространенный способ - пейпал. Если вы работаете со стоками, у вас уже наверняка есть аккаунт (если нет, завести его - это пять минут, и это бесплатно). Мне пока не попадалось клиентов, которые бы не знали, что такое пейпал. Для перевода достаточно сообщить ваш пейпаловский мейл - он, опять же, обычно указывается в инвойсе.
Иногда большим клиентам по каким-то своим бюррократичеким причинам на пейпал деньги переводить неудобно. Тогда выручает второй вариант - перевод на банковский счет. Реквизиты, необходимые для международного перевод, нужно уточнять в вашем банке. Это не самый удобный вариант, потому что перевод обычно идет много дней, и по дороге с вас берут разные, почти всегда до конца неизвестные, комиссии, но иногда других вариантов просто нет.
КАК ПРОИСХОДИТ РАБОТА НАД ЗАКАЗОМ?
Творческий процесс - штука индивидуальная, поэтому, наверное, какого-то единого стандарта тут быть не может. Но есть несколько этапов, которые, думаю, так или иначе проходят все, кто рисует на заказ: обсуждение заказа в деталях - отрисовка скетча - внесение правок, если есть - утверждение скетча - отрисовка финального варианта.
Задача первого этапа - выпытать у клиента, что он от вас хочет. Кому-то попадаются изначально сверхадекватные клиенты, которые четко формулируют задачи и показывают примеры того, что они хотят, без просьб с вашей стороны, но чаще эту информацию приходится добывать буквально клещами. Можно выслать клиенту короткий опросник - примеры есть в интернете, я обычно составляю 5-10 вопросов под конкретный заказ, чтобы понять направление работы. Также я обязательно прошу показать работы, которые нравятся, не обязательно по теме, главное, чтобы я понимала, что клиент не пришел ко мне за стилем, который мне не близок. Главная задача этого этапа - сформировать четкое понимание того, что от вас требуется, как быстро, в каком стиле, за какой срок.
А потом начинается работа.
Для меня изначально самым сложным этапом был этап скетча. У меня за плечами нет художки, и скетчи мои обычно выглядят весьма коряво. И показывать их клиентам было, мягко говоря, стыдно. Я-то понимаю, что на этапе скетча главное зафиксировать идею, но как объяснить клиенту, что вот эта вот закорючка будет красивой буковкой?
Первые пару заказов я делала то, что делать не советую никому и никогда: я сразу рисовала чистовой вариант, избегая этапа скетча, и презентовала его клиенту. Далее, конечно, обнаруживалось, что сама концепция клиенту не близка и что нужно рисовать все заново. Это долго, муторно и сложно окупаемо.
Поэтому, когда пришел очередной заказ, я усилием воли убедила себя, что ничего страшного не произойдет, если показать черновой скетч, написала пояснение в том духе, что в финальном варианте все будет лучше, не стоит обращать внимание на неровные линии и тп, просто так проще понять концепцию и поправить ее, если надо. Клиент, как ни странно, никакого негатива не высказал. Я успокоилась и с тех пор с чистой совестью отправляю клиенту скетчи, чуть-чуть подчищая их в фотошопе. Предупреждаю, что все правки вносятся сейчас, на этапе скетча, и, если клиент не возражает, перехожу к отрисовке.
Сколько делать изначальных скетчей, сколько позволять поправок, как долго клиент может раздумывать над вариантом - все это должно быть обсуждено и закреплено в письменной форме (в договоре или хотя бы просто в письме). Это сильно, очень сильно облегчает весь процесс.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КЛИЕНТОВ ХОЧЕТСЯ, А ОБРАЩАЮТСЯ ТОЛЬКО ПОТЕНЦИАЛЬНО ПРОБЛЕМНЫЕ?
Продолжать ценить себя и свою работу, рисовать картинки, от которых прет лично вас, и верить, что ваши клиенты вас найдут.
Ребята, какие еще есть вопросы про работу с частными клиентами, о которых я не рассказала? Пишите, я буду дополнять заметку (или напишу еще одну).